chetvergvecher: (K)
[personal profile] chetvergvecher
Вчера случайно по телевизору на канале «Доверие» увидел с середины незнакомый советский фильм.
Там Мягков внешне ну как в «Иронии судьбы» за свадебным столом горько и протяжно целовался с девушкой, а на него смотрели Михаил Козаков мрачно и с грустной улыбкой Эммануил Виторган, оба совсем молодые.

Выяснилось, что Мягков – талантливый шахматист, мастер, которому чуть-чуть до гроссмейстера, и надо-то всего в последнем туре сыграть вничью.
И вот свежая жена приходит на эту партию смотреть на мужа, а тот, задумавшись, разглядывает доску, а флажок на часах уже поднимается, и зрители говорят ей, что соперник предложил ему ничью, но он отказался, и вот флажок падает, и партия проиграна.
И жена с упрёком – ну ты же мне обещал! – одна уходит в компанию известных людей, где каждый будет рассказывать о своих успехах, а мужу-то и похвастаться нечем, а люди на экране, похоже, и впрямь знаменитые – я узнал, правда, только Микаэла Таривердиева, в голове уже обдумывающего музыку к всё той же «Иронии судьбы», а больше никого; ну я не больно-то в лицо знаком с советской творческой элитой тех лет.

И вот среди элиты опять крутятся Козаков и Виторган, и Виторган, который, оказывается, вовсю занимается советской внешней торговлей, уводит жену Мягкова, и хочет везти её к себе домой, и целуется с ней в своей машине.
А Козаков бессловесно опять мрачно смотрит им вслед, и на этом его роль в фильме полностью заканчивается.
И вот жена приходит домой, а там сияющий Мягков сообщает ей, что у него, как показал анализ после партиии, всё-таки был выигрыш, - ура, я гений!, - а жена, как в фильме «О чём говорят мужчины» - ну ты и чудак!

И жена уходит от Мягкова, а он ещё глубже уходит в шахматы, и вот уже в самолёте два смуглых, ещё молодых, но уже лысеющих человека поздравляют Мягкова – нашего гроссмейстерского полку прибыло! – и что-то в них неуловимо знакомое; ба – да ведь это же самые настоящие Михаил Таль и Виктор Корчной!
И вот уже Мягков играет за сборную СССР в каком-то настоящем командном турнире (скорее всего, на шахматной Олимпиаде) – на награждении показывают Тиграна Петросяна, Василия Смыслова, мелькнёт вдруг совсем юный Анатолий Карпов.
И вот уже Мягков играет отборочный претендентский матч, а тренер-секундант Виктор (Виктор Корчной!) нервничает, когда Мягков не выполняет установку.
И в голове Мягкова, как у шахматиста Лужина из дурацкой книжки, крутятся разные мысли, но советский человек умеет себя преодолеть, и решиться осложнить игру, и, главное, победить.

И Марк Тайманов по телевизору комментирует партию Мягкова, а корреспондент на пресс-конференции спрашивает – можно ли выиграть у Фишера?
И Мягков на белом коне возвращает свою ушедшую было жену, потому что она лучше всех.
Но, конечно, показательно, что мысли в голове крутятся только у мягковых и лужиных, а реальные Таль, Корчной, Петросян по телевизору выглядят вполне нормально, по-человечески, без всяких мыслей, да и прототипный Алёхин, наверное, тоже.


Какой хороший фильм.
Никакой художественной ценности у него нет (хотя автор сценария Леонид Зорин про «Покровские ворота» потом писал задорно).
Но вот эти вкрапления уже тогда легендарных людей, играющий самих себя – это просто прекрасно.
Хотя зритель, конечно, с каждым годом будет всё менее и менее узнавать прежних знаменитостей.

Понятно, почему фильм 1972 года «Гроссмейстер» я никогда не видел в детстве.
Виктор Корчной, такой милый на экране, в 1976 году показал советской власти свой звериный оскал и отказался вернуться из Голландии в СССР, а потом, во время матчей за мировую шахматную корону с Анатолием Карповым, был в Советском Союзе вообще демонизирован.
Этим летом я с уже восьмидесятилетним Корчным играл в одном фестивале - в разных турнирах, конечно.
В том же турнире шахматных ветеранов участвовал и Марк Тайманов, а судил его Юрий Авербах, тоже промелькнувший в фильме.

В 1988 году я играл в сеансе одновременной игры с Василием Смысловым, но очень быстро проиграл, зато взял тогда автограф у Михаила Таля.
Оба экс-чемпиона мира по шахматам уже нас покинули...

Бобби Фишера победить никогда не удалось.
Он, отняв шахматную корону у СССР в 1972, с Карповым играть отказался, и Анатолий Карпов был без игры объявлен чемпионом мира в 1975 году.
В 1989 году на Московском кинофестивале я видел внеконкурсный западногерманский фильм «Мат в пять ходов», полицейский боевик, где в одном из эпизодов на пустынной ночной капиталистической улице, греясь у костра, одетый в лохмотья, Анатолий Карпов ставит мат главному герою.
Карпов в 1987 году проиграл матч Каспарову и в этом фильме снимался уже как экс-чемпион мира.
Он в ещё всё-таки ведь советское время, всегда встроенный в систему, играл там несчастного русского эмигранта-шахматиста.
То есть своего былого оппонента Корчного.

В U-tube фильм «Гроссмейстер» выложен в шести частях, вот прикладываю первую из них, по ней желающим легко будет найти и другие.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

chetvergvecher: (Default)
chetvergvecher

December 2012

S M T W T F S
      1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 13 1415
16 17 18 19 20 2122
23 24 252627 28 29
30 31     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2025 07:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios